(8-029) 628-20-16  (029) 180-81-10  (8-029) 358-90-81
(017) 380-08-08  (017) 380-07-07
Новости > Изменения в законодательстве по налоговому учету с 2015 года
15.01

Изменения в законодательстве по налоговому учету с 2015 года

С 1 января 2015 года внесены изменения в Налоговый кодекс РБ, которые предусматривают:

· Уплату налогов, сборов (пошлин), пеней не только в белорусских рублях, но и в иностранной валюте  (уплата таких сумм в иностранной валюте производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в белорусских рублях по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на дату уплаты);

·  Сохранение ставок НДС и налога на прибыль  на прежнем уровне (НДС 20% и налог на прибыль 18%);

·С 2015 года предусмотрена отмена пониженной ставки налога на прибыль на 50% при налогообложении прибыли, полученной от реализации долей в уставном фонде (паев, акций) организаций, находящихся на территории РБ (либо их части);

·  На 2015 год не предусмотрено продление ограничений по вычетам НДС через 90 дней, т.е. будет восстановлен обычный порядок вычетов НДС без режима отсрочки (в соответсвии с п.1.5 Указа N361 отсрочка применяется до 31.12.14г. включительно);

·  По облигациям, выпускаемым юридическими лицами, льготы на 2015 год не продлены;

·  Увеличение подоходного налога с 12% до 13%, а для ИП по предпринимательской деятельности - с 15% до 16%;

· Уплату подоходного налога с доходов, полученных физическими лицами от реализации (погашения) облигаций, выпущенных юридическими лицами РБ с 01.04.2008 года, которые являются участниками, собственниками имущества этих юридических лиц, или состоящими в брачных отношениях, отношениях близкого родства или свойства с участниками, собственниками имущества юридических лиц, выпустивших данные облигации. Уплата подоходного налога в данной ситуации будет производиться налоговым агентом, осуществляющим выплату этого дохода;

· С 2015 года вводится уплата подоходного налога с сумм займов, кредитов, полученных от физических лиц, не являющихся ИП, а также от иностранных организаций и ИП, если такой заем, кредит указывается в качестве источника при заполнении декларации о доходах и имуществе либо в пояснениях об источниках доходов, представляемых по требованию налогового органа, и не погашены (не возвращены) на дату представления таких пояснений (за исключением полученных займов от близких родственников или свойственников). В данном случае, датой фактического получения доходов, будет признаваться день представления плательщиком в налоговые органы декларации о доходах и имуществе либо пояснений. Исчисление подоходного налога с этих доходов будет производиться налоговым органом в тридцатидневный срок со дня представления декларации о доходах и имуществе либо пояснений. Возврат производится в течение 1 месяца со дня подачи плательщиком заявления о зачете, возврате. При этом при погашении (возврате) займов, кредитов за счет денежных средств, полученных на возвратной или условно возвратной основе, перерасчет подоходного налога не производится и налог возврату (зачету) не подлежит.

· Повышение ставки налога на прибыль для банков и страховых организаций с 18% до 25%;

· Увеличение ставок акцизов: на алкоголь – более 10%;  на табачные изделия – на 10-30%;  на другие группы подакцизных товаров – на 10-15%;

· Снижение ставок акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо – на 10-30%; 

· Расширение нормирования расходов по сделкам между зависимыми лицами. В 2014 году это условие относилось только к нерезидентам, владеющим более 20% долей в уставном фонде белорусского предприятия, а также к белорусским организациям, являющимися взаимозависимыми лицами этой иностранной организации, при условии превышения максимально допустимой величины по контролируемой задолженности.

С 2015 года это требование по нормированию будет также распространяться и на расчеты:

- по оказанным инжиниринговым услугам, маркетинговым услугам, консультационным услугам, услугам по представлению информации, управленческим услугам, в связи с приобретением в собственность (пользование) объектов права промышленной собственности (товарные знаки, патенты и т.п.), а также штрафные санкции по любым договорам;

- с  белорусскими учредителями, владеющими более 20% в уставном фонде организации (кроме расчетов по процентам по договорам займа и штрафных санкций).

Также эти ограничения коснутся, если нерезидент обеспечивает погашение задолженности белорусского предприятия по указанным платежам (например, в качестве гаранта, поручителя).

Как и ранее, эти правила не коснутся арендодателей, при условии, что сумма арендной платы, полученная в налоговом периоде (по состоянию на 31 декабря налогового года) превышает 50% в общем объеме выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и доходов от сдачи имущества в аренду;

· Введение контроля трансфертного ценообразования не только по реализованным, но и по приобретенным товарам, а также по работам и услугам. При этом критерий по превышению цены сделки (сделок с одним лицом) более чем на 20% от рыночной цены приобретения и (или) реализации товара (работы, услуги) в течение календарного года при осуществлении внешнеторговой деятельности с иностранными юридическими и (или) физическими лицами, в том числе сторонами которой (которых) являются взаимозависимые лица, значительно уменьшен с 60 до 1 млрд. рублей;

· Ограничение расходов на рекламу при списании товаров, использованных при оказании рекламных услуг. Ранее они списывались полностью на затраты. Планируется, что только при оказании рекламных услуг, оказываемых рекламодателям, они будут включаться в налогооблагаемую базу при их безвозмездной передаче, что не позволит уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на сумму бесплатно розданных товаров. Однако, данные изменения не коснутся безвозмездной передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг) непосредственно потребителям рекламы без оплаты (иного встречного исполнения обязательства), если они являются объектами рекламирования и (или) содержат информацию об объектах рекламирования,  либо передаются в виде выигрыша при проведении в соответствии с законодательством рекламной игры;

· Освобождение лизингодателя от уплаты НДС лизинговых платежей, превышающих стоимость самого предмета лизинга, при передаче объектов лизинга физическим лицам;

· Отмена льготы по НДС с оборотов по реализации имущественных прав на средства индивидуализации (товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, географические указания);

· Изменение порядка расчета НДС от реализации товаров (работ, услуг), а также вычетов по НДС при расчетах авансовыми платежами (предоплата, задаток) в иностранной валюте, предусматривает пересчет в белорусские рубли по новым правилам отражения данных операций в бухгалтерском учете (с учетом изменений в Закон РБ «О бухгалтерском учете и отчетности» и в связи с отменой Декрета Президента РБ №15 по курсовым разницам);

· Изменение порядка освобождения от уплаты НДС при передаче имущества в безвозмездное пользование. С 2015 года будет возникать объект налогообложения в случае получения сумм возмещений ссудодателю расходов по содержанию имущества и (или) иных расходов, связанных с имуществом (например, амортизация, земельный налог или арендная плата за земельный участок, налог на недвижимость, соответствующие расходы на эксплуатацию, капитальный и текущий ремонт этого недвижимого имущества, затраты на коммунальные услуги, включая отопление, потребляемую электроэнергию);

· Исключен критерий для обязательных налоговых проверок в случае возврата НДС более 3000 базовых величин. Т.е. налоговый орган с 2015 года вправе не назначать эту проверку в случае возврата НДС вне зависимости от суммы. Однако, у него остается такое право на проверку по собственной инициативе независимо от суммы возврата НДС;

· Изменение порядка расчета НДС от реализации при строительстве у подрядных организаций предусматривает расчет НДС с учетом выполненных работ субподрядными организациями (до 2015 года НДС рассчитывался только от собственных работ генподрядчика);

· C 2015 года начнет действовать обязанность ведения книги покупок по НДС для организаций, включенных в 2014 году в перечень крупных плательщиков, утверждаемый МНС РБ;

· Изменение порядка определения налоговой базы по налогу на прибыль в случае возврата товара (отказа от выполненных работ, оказанных услуг). С 2015 года в случае возврата товаров (работ, услуг) корректировка выручки и соответствующие ей затраты, учитываемые при налогообложении, будут производиться в том отчетном периоде, в котором имели место возврат товаров (отказ от выполненных работ, оказанных услуг). До 2015 года вносились корректировки в старые периоды, когда первоначально отражалась реализация или затраты, и приходилось подавать в налоговые органы уточненные декларации за предыдущие периоды;

· С 2015 года вводится различный порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль при отчуждении предприятия как имущественного комплекса: 1) при реализации собственником имущества унитарного предприятия (производится пересчет в доллары США); 2) во всех остальных случаях (по факту);

-Суммы дооценки и восстановления обесценения основных средств, долгосрочных активов, предназначенных для реализации, и инвестиционной недвижимости теперь будут официально освобождены от налогообложения. До 2015 года по этому вопросу были только комментарии и разъяснения налоговых органов;

· Возможность относить на расходы для целей налогообложения суммы расходов, связанных с покупкой иностранной валюты, в сумме разницы между курсом покупки и официальным курсом, установленным Национальным банком РБ на момент покупки, для проведения расчетов за сырье, материалы, товары (работы, услуги) по использованным на их приобретение, а также на выплату заработной платы займам, кредитам и уплате процентов по ним, по служебным командировкам за границу, созданию (приобретению) инвестиционных активов, оплате иных расходов, включаемых в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг). Иные расходы, связанные с покупкой иностранной валюты, за исключением вышеназванных, не будут учитываться для целей налогообложения;

· С 2015 года предусмотрена возможность официально списывать на внереализационные расходы для целей налогообложения затраты, произведенные заказчиком при создании объектов инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры и их благоустройства, безвозмездно переданных в собственность государства в соответствии с Указом Президента РБ от 07.02.2006 г. №72;

· Суммы недостач, потерь и порчи активов возможно будет списывать на внереализационные расходы для целей налогообложения только при наличии документов правоохранительных и (или) судебных органов, подтверждающих, что виновные лица не были установлены или суд отказал во взыскании с них, за исключением случаев, когда судом было отказано во взыскании по зависящим от организации причинам;

· Изменение порядка отнесения сумм обязательных страховых взносов в ФСЗН и Белгосстрах, кроме тех, которые учитываются в составе затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг). С 2015 года дополнительно предусмотрено отнесение данных затрат на внереализационные расходы для целей налогообложения;

·Изменены даты признания отдельных внереализационных доходов и расходов. Например, доходы участника (акционера) при изменении доли участия - на дату принятия решения о распределении (перераспределении) долей в уставном фонде (паев, акций), а по отдельным внереализационным расходам – на дату их перечисления (включая зачет встречных однородных требований). Например, суммы премий, бонусов, предоставленных при выполнении покупателем, ранее принимались по дате их предоставления, а с 2015 года будут признаваться по мере их оплаты;

· Вносятся изменения в порядок применения инвестиционного вычета.

С 2015 года можно будет применять  инвестиционный вычет по зданиям стационарных торговых объектов. Однако, в случае отчуждения или передачи в аренду данных зданий, организация утрачивает право на применение  инвестиционного вычета с уплатой налога на прибыль (в случае применения данного права до истечения трех лет с момента принятия этих зданий к бухгалтерскому учету);

· Вносятся изменения в части выплаты физическим лицам сверх размеров, предусмотренных законодательством.

Соответственно, может возникнуть вопрос по невозможности отнесения на затраты для целей налогообложения сумм заработной платы руководителя в части, превышающей установленный законодательством коэффициент соотношения средней заработной платы руководителя и средней заработной платы по организации в целом;

· С 2015 года для целей определения объекта налогообложения налогом на недвижимость не будут признаваться здания сборно-разборные и передвижные;

·С2015 года уточнён порядок определения стоимости объектов сверхнормативного незавершенного строительства с учетом косвенных затрат (пропорционально доле прямых затрат в сумме всех прямых затрат по объектам строительства);

· Предоставление возможности местным органам власти (Советам депутатов) увеличивать ставки земельного налога и налога на недвижимость в 2,5 раза (ранее было в 2 раза).

Данное увеличение произойдет после принятия соответствующих решений местными органами власти в начале 2015 года, и вступят в силу с 01.01.2015 года;

·С 2015 года для УСН увеличен максимальный размер выручки за год, в пределах которого возможно применение УСН с 12 млрд.рублей до 13,7 млрд.рублей, а для применения УСН без НДС - с 8,2 млрд.рублей до 9,4 млрд.рублей;

· Дополнен перечень плательщиков, которые не вправе будут применять УСН:

·с 01.01.2015 года организациями являющимися участниками холдинга,  микрофинансовыми организациями, плательщиками единого налога на вмененный доход;

·с 01.04.2015 года организациями и ИП предоставляющими в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование капитальные строения (здания, сооружения), их части, машино-места, не находящиеся у них на праве собственности (общей собственности), хозяйственного ведения, оперативного управления;

·с 01.07.2015 года унитарными предприятиями, собственником имущества которых является юридическое лицо, а также коммерческие организации, более 25 процентов акций (долей в уставном фонде) которых принадлежат одной или в совокупности нескольким другим коммерческим и (или) некоммерческим организациям;

· С 2015 года индивидуальные предприниматели - плательщики УСН будут уплачивать в общеустановленном порядке подоходный налог с физических лиц, если эти ИП одновременно являются:

- физическими лицами - участниками, собственниками имущества коммерческих организаций (за исключением акционерных обществ), - в отношении доходов, получаемых от этих коммерческих организаций;

- супругами, родителями (усыновителями), детьми участников, собственников имущества коммерческих организаций (за исключением акционерных обществ), - в отношении доходов, получаемых от этих коммерческих организаций.

Т.е. индивидуальные предприниматели, которые являются плательщиками налога при УСН и одновременно являются управляющими юридических лиц и их учредителями, с 2015 года обязаны будут уплачивать с полученных доходов подоходный налог с физ. лиц по ставке 16% вместо налога при УСН;

- С 2015 года для плательщиков УСН вводится уплата земельного налога за участки, площадь которых не превышает 0,5 гектара. До 2015 года они не уплачивали земельного налог по этим участкам;

  - С 2015 года для плательщиков УСН уплата утилизационного сбора является обязательной;

  -С 2016 года для плательщиков УСН будет отменён налог по ставке 3% при осуществлении розничной торговли без уплаты НДС;

· Закрепление нормы, предусмотренной Указом Президента РБ от 21.07.2014 г. №361, в части освобождения от подоходного налога с физ. лиц фактически произведенных и документально подтвержденных расходов по проезду к месту служебной командировки и обратно, а также по найму жилого помещения (при служебных командировках на территории РБ и за ее пределами). При непредставлении документов, подтверждающих оплату указанных расходов, суммы такой оплаты освобождаются от подоходного налога в пределах норм (размеров), установленных законодательством.

- Предусмотрено увеличение сумм стандартных и социальных налоговых вычетов,  а также увеличение предельных сумм доходов, освобождаемых от налогообложения примерно на 15-16%.

- Предусмотрена обязанность банков представлять сведения о коммерческой организации или ИП в налоговый орган по месту их постановки на учет не позднее 3 раб. дней после окончания месяца, если сумма денежных средств, поступившая на их счета за месяц, превысит 5000 базовых величин. Кроме того, банк обязан будет представлять иные сведения, составляющие банковскую тайну физических лиц, на основании соглашения, заключенного с МНС РБ. По информации из МНС РБ планируется, что банки обяжут подавать в инспекции МНС сведения о покупке физическими лицами валюты.

- Внесена корректировка в части периода освобождения от уплаты пени в случае их неуплаты (или неполной уплаты) на основании письменных разъяснений по вопросам применения актов налогового законодательства, полученных от налоговых органов. Данный период освобождения будет заканчиваться через 10 календарных дней после направления вышестоящим налоговым органом нового письменного разъяснения, отличного от предыдущего разъяснения по тому же вопросу, данного первоначально нижестоящим налоговым органом.


Чтобы узнать стоимость аудиторских услуг в Минске переходите по ссылке.

  • Без комментариев. Просто ж....а
    Чел

Написать комментарий

Наши клиенты
.